Ебипетская мифология

" ВЗВЕШИВАНИЕ СЕРДЦА УМЕРШЕГО. Покинувший физическую землю предстает перед Осирисом и 42 судьями. На суде присутствуют Анубис и Гор; у весов стоит Тот, вызывающий воспоминания. Маат взвешивает сердце умершего, кладя на другую чашу весов перо Справедливости. Умерший направляется к 42 судьям, обращаясь к ним по имени и произнося “Исповедь отрицания”, в которой подтверждает моральность и чистоту своей жизни. Если он готов отправиться в Аменти (Землю Амона, располагавшуюся на западной стороне неба), ушебти или “ответчики”, принимают все его дела, день за днем, месяц за месяцем и год за годом. Душа, очищенная таким образом, больше не воплощается. Если при взвешивании сердце оказалось тяжелее пера, оно отдается на съедение чудовищу, которое представляет материю и материальные формы. "


......................................

Источники изучения мифологии Древнего Египта отличаются неполнотой и несистематичностью изложения. Характер и происхождение многих мифов реконструируются на основе поздних текстов. Основными памятниками, отразившими мифологические представления египтян, являются разнообразные религиозные тексты: гимны и молитвы богам, записи погребальных обрядов на стенах гробниц. Наиболее значительные из них – “Тексты пирамид” - древнейшие тексты заупокойных царских ритуалов, вырезанные на стенах внутренних помещений пирамид фараонов V и VI династий Древнего царства (XXVI – XXIII вв. до н. э.); “Тексты саркофагов”, сохранившиеся на саркофагах эпохи Среднего царства (XXI – XVIII вв. до н.э.), “Книга мертвых” - составлявшаяся начиная с периода Нового царства и до конца истории Египта.

Египетская мифология начала формироваться в VI – IV тыс. до н. э., задолго до возникновения классового общества. В каждой области (номе) складывается свой пантеон и культ богов, воплощенных в небесных светилах, камнях, деревьях, птицах, змеях и т.д.

Значение египетских мифов неоценимо, они дают ценный материал и для сравнительного изучения религиозных представлений на Древнем Востоке, и для исследования идеологии греко-римского мира, и для истории возникновения и развития христианства.

Космогонические мифы

........................................

Судя по данным археологии, в самый древний период египетской истории еще не было космических богов, которым приписывали сотворение мира. Ученые полагают, что первая версия этого мифа возникла незадолго до объединения Египта. Согласно этой версии, солнце родилось от союза земли и неба. Это олицетворение, несомненно, древнее, чем космогонические идеи жрецов из крупных религиозных центров. Как обычно, от уже существующего мифа не отказывались, и образы Геба (бога земли) и Нут (богини неба) как родителей бога солнца Ра сохраняются в религии на протяжении всей древней истории. Каждое утро Нут производит на свет солнце и каждый вечер прячет его на ночь в своем чреве.

Богословские системы, предлагавшие другую версию сотворения мира, возникли, вероятно, в одно и то же время в нескольких крупнейших культовых центрах: Гелиополе, Гермополе и Мемфисе. Каждый из этих центров объявлял создателем мира своего главного бога, который был, в свою очередь, отцом других богов, объединявшихся вокруг него.

Общей для всех космогонических концепций была идея о том, что сотворению мира предшествовал хаос воды, погруженной в вечную тьму. Начало выхода из хаоса связывалось с возникновением света, воплощением которого являлось солнце. Представление о водном просторе, из которого появляется поначалу небольшой холм, тесно связано с египетскими реалиями: оно почти в точности соответствует ежегодному разливу Нила, илистые воды которого покрывали всю долину, а затем, отступая, постепенно открывали землю, готовую к пахоте. В этом смысле акт сотворения мира как бы повторялся ежегодно.

Египетские мифы о начале мира не представляют собой единого, цельного рассказа. Часто одни и те же мифологические события изображены по-разному, и боги в них выступают в различном облике. Любопытно, что при множестве космогонических сюжетов, объясняющих сотворение мира, чрезвычайно мало места уделяется созданию человека. Древним египтянам казалось, что боги сотворили мир для людей. В письменном литературном наследии Египта очень мало прямых указаний на сотворение рода человеческого, такие указания – исключение. В основном же египтяне ограничивались убеждением, что человек обязан своим существованием богам, которые ждут от него за это благодарности, понимаемой очень просто: человек должен поклоняться богам, строить и содержать храмы, регулярно совершать жертвоприношения.

Жрецы Гелиополя создали свою версию возникновения мира, объявив его создателем бога солнца Ра, отождествленного с другими богами – творцами Атумом и Хепри (“Атум” значит “Совершенный”, имя “Хепри” можно перевести как “Тот, кто возникает” или “Тот, кто приводит к возникновению”). Атума обычно изображали в облике человека, Хепри в виде скарабея, а это значит, что его культ восходит к тому времени, когда богам придавали облик животных. Любопытно, что у Хепри никогда не было собственного места культа. Как олицетворение восходящего солнца, он был тождествен Атуму – заходящему солнцу и Ра – светящему днем. Придаваемый ему облик скарабея был связан с убеждением, что этот жук способен размножаться сам по себе, отсюда его божественная созидательная сила. А вид скарабея, толкающего свой шар, подсказал египтянам образ бога, катящего солнце по небу.

Миф о сотворении мира Атумом, Ра и Хепри записан в “Текстах пирамид”, а к тому времени, когда текст его впервые был высечен в камне, он, вероятно, существовал уже давно и был широко известен.

Согласно “Текстам пирамид”, Ра – Атум - Хепри создал себя сам, возникнув из хаоса, именуемого Нуном. Нун, или Первоокеан, изображался обычно как необозримое предвечное водное пространство. Атум, появившись из него, не нашел места, на котором ему можно было бы удержаться. Поэтому он в первую очередь создал холм Бен-бен. Стоя на этом островке твердой почвы, Ра-Атум-Хепри приступил к созданию других космических богов. Поскольку он был один, первую пару богов ему пришлось родить самому. От союза этой первой пары произошли другие боги, таким образом, согласно гелиопольскому мифу, появились земля и правящие ею божества. В продолжающемся акте творения от первой пары богов – Шу (Воздух) и Тефнут (Влага) – родились Геб (Земля) и Нут (Небо). Они в свою очередь породили двух богов и двух богинь: Осириса, Сета, Исиду и Нефтиду. Так возникла Великая Девятка богов – Гелиопольская Эннеада.

Эта версия сотворения мира не была единственной в египетской мифологии. По одному из преданий, создателем людей был, например, гончар – бог Хнум, представлявшийся в облике барана, - который вылепил их из глины.

Богословы Мемфиса, крупнейшего политического и религиозного центра Древнего Египта, одного из его столиц, включили в свой миф о сотворении мира многих богов, принадлежавших разным религиозным центрам, и подчинили их Пта как творцу всего. Мемфисский вариант космогонии по сравнению с гелиопольским значительно более отвлеченный: мир и боги созданы не с помощью физического акта – как в процессе творения Атумом, - а исключительно мыслью и словом.

Иногда небесный свод представлялся в виде коровы с телом, покрытым звездами, но существовали еще представления, согласно которым небо – это водная поверхность, небесный Нил, по которому днем солнце днем обтекает землю. Под землей тоже есть Нил, по нему солнце, спустившись за горизонт, плывет ночью. Нил, протекающий по земле, олицетворялся в образе бога Хапи, который способствовал урожаю своими благодатными разливами. Сам Нил также населялся добрыми и злыми божествами в образе животных: крокодилов, гиппопотамов, лягушек, скорпионов, змей и т. д. Плодородием полей ведала богиня – владычица закромов и амбаров Рененутет, почитавшаяся в образе змеи, которая появляется на поле во время жатвы, следя за тщательностью уборки урожая. Урожай винограда зависел от бога виноградной лозы Шаи.

Мифы заупокойного культа

..............................................

Большую роль в египетской мифологии играли представления о загробной жизни как непосредственном продолжении земной, но только в могиле. Ее необходимые условия – сохранение тела умершего (отсюда обычай мумифицировать трупы), обеспечение жилища для него (гробницы), пищи (приносимые живыми заупокойные дары и жертвы). Позднее возникают представления о том, что умершие (т. е. их ба, душа) днем выходят на солнечный свет, взлетают на небо к богам, странствуют по подземному царству (дуат). Сущность человека мыслилась в неразрывном единстве его тела, душ (их, считалось, было несколько: ка, ба; русское слово “душа”, однако, не является точным соответствием египетского понятия), имени, тени. Странствующую по подземному царству душу подстерегают всевозможные чудовища, спастись от которых можно при помощи специальных заклинаний и молитв. Над покойным Осирис вместе с другими богами вершит загробный суд (ему специально посвящена 125-я глава “Книги мертвых”). Перед лицом Осириса происходит психостасия : взвешивание сердца умершего на весах, уравновешенных истиной (изображением богини Маат или ее символами). Грешника пожирало страшное чудовище Амт (лев с головой крокодила), праведник оживал для счастливой жизни на полях иару. Оправдан на суде Осириса мог быть только покорный и терпеливый в земной жизни, тот, что не крал, не посягал на храмовое имущество, не восставал, не говорил зла против царя и т. д., а также “чистый сердцем” ( “Я чист, чист, чист” - утверждает умерший на суде).

Земледельческие мифы

........................................

Третий основной цикл мифов Древнего Египта связан с Осирисом. Культ Осириса связан с распространением земледелия в Египте. Он бог производительных сил природы (в “Книге мертвых” он назван зерном, в “Текстах пирамид” - богом виноградной лозы), увядающей и воскресающей растительности. Так, сев считался похоронами зерна - Осириса, появление всходов воспринималось как его возрождение, а срезание колосьев во время жатвы – как умерщвление бога. Эти функции Осириса отразились в чрезвычайно распространенном сказании, описывающем его смерть и возрождение. Осириса, счастливо царствовавшего в Египте, коварно убил его младший брат, злой Сет. Сестры Осириса Исида (в то же время являющаяся его женой) и Нефтида долго ищут тело убитого, а найдя, оплакивают. Исида зачинает от мертвого мужа сына Гора. Возмужав, Гор вступает в борьбу с Сетом, на суде богов он с помощью Исиды добивается признания себя единственным правомочным наследником Осириса. Победив Сета, Гор воскрешает отца. Однако Осирис, не желая оставаться на земле, становится царем загробного мира и верховным судьей над умершими. Трон Осириса на земле переходит к Гору. (В другом варианте мифа воскрешение Осириса связывается с ежегодными разливами Нила, которые объясняются тем, что Исида, оплакивающая Осириса, после “ночи слез” наполняет реку своими слезами.)

Связанные с Осирисом мифы нашли отражение в многочисленных обрядах. В конце последнего зимнего месяца “хойяк” - начале первого месяца весны “тиби” совершались мистерии Осириса, во время которых в драматической форме воспроизводились основные эпизоды мифа о нем. Жрицы в образах Исиды и Нефтиды изображали поиски, оплакивание и погребение бога. Затем происходил “великий бой” между Гором и Сетом. Драма завершалась водружением посвященного Осирису столба “джед”, символизировавшего возрождение бога и, опосредствованно, - всей природы. В додинастический период праздник заканчивался борьбой двух групп участников мистерий: одна из них представляла лето, а другая – зиму. Победу всегда одерживало лето (воскрешение природы). После объединения страны под властью правителей Верхнего Египта характер мистерий меняется. Теперь борются две группы, одна из которых в одеждах верхнего Египта, а другая – Нижнего. Победа, естественно, остается за группой, символизирующей Верхний Египет. В дни мистерий Осириса справлялись также драматизированные обряды коронации фараонов. Во время мистерии молодой фараон выступал в роли Гора – сына Исиды, а умерший царь изображался Осирисом, сидящим на троне.

Характер Осириса как бога растительности отразился и в другом цикле обрядов. В специальном помещении храма водружалось сделанное из глины подобие фигуры Осириса, которое засевалось зерном. К празднику Осириса его изображение покрывалось зелеными всходами, что символизировало возрождение бога. На рисунках нередко встречается мумия Осириса с проросшими из нее всходами, которые поливает жрец.

Представление об Осирисе как о боге плодородия было перенесено и на фараона, который считался магическим средоточием плодородия страны и поэтому участвовал во всех основных обрядах земледельческого характера: с наступлением времени подъема Нила бросал в реку свиток – указ о том, что начало разлива наступило; первый торжественно начинал подготовку почвы для посева; срезал первый сноп на празднике жатвы, за всю страну приносил благодарственную жертву богине урожая Рененутет и статуям умерших фараонов после окончания полевых работ.

Яркий след в египетской мифологии оставил культ животных, широко распространенных во все периоды египетской истории. Боги в виде животных, с головами птиц и зверей, боги-скорпионы, змеебоги действуют в египетских мифах наряду с божествами в человеческом облике. Чем могущественнее считался бог, тем больше приписывалось ему культовых животных, в облике которых он мог представать перед людьми.

В египетских мифах нашли отражение особенности мировосприятия жителей долины Нила, их представления о происхождении мира и его устроении, сложившиеся на протяжении тысячелетий и уходящие своими корнями в первобытные времена. Здесь и попытки найти истоки бытия в биологическом акте творения богов, поиски изначальной субстанции, олицетворенной божественными парами, - зародыш позднейших учений о первоэлементах мира, и, наконец, как одно из высших достижений египетской теологической мысли – стремление объяснить происхождений мира, людей и всей культуры как результат творческой силы, воплощенной в слове бога.

 

Литература

Мифология. Энциклопедия, -М.:Белфакс, 2002

Легенды и мифы Древнего Египта, -М.:Летний Сад, 2001

...............................................................................................

Миф об Осирисе и Исиде — один из наиболее интересных и сюжетно разработанных в египетской мифологии. Известный русский востоковед Б. А. Тураев назвал его “главным мифом египетской религии, занимающим центральное место во всей культуре египтян”.

Образ Осириса чрезвычайно сложен и многогранен. Это отмечали сами древние гиптяне. В одном из древнеегипетских гимнов, посвященных Осирису, говорится: “Природа твоя, о Осирис, темнее, чем у других богов”. Сын бога земли Геба и богини неба Нут Осирис стал первым царем Египта. Он научил египтян обрабатывать землю и печь хлеб, выращивать виноград и делать вино, добывать из-под земли руду, строить города, лечить болезни, играть на музыкальных инструментах, поклоняться богам.

Брат Осириса, злой и коварный Сет, решил его погубить. Тайком он измерил рост Осириса и приказал сделать по мерке короб с красивой отделкой. Потом он пригласил Осириса к себе на пир. Гости на этом пиру были сообщниками Сета. По его наущению они стали восхищаться коробом, и Сет сказал, что подарит его тому, кому он придется по росту. Все по очереди начали ложиться в короб, но никому он не был впору. Когда пришел черед Осириса и он лег в короб, сделанный по его мерке, Сет захлопнул крышку, запер замок, а его сообщники отнесли короб к Нилу и бросили в воду.

Женой Осириса была его сестра Исида, они полюбили друг друга еще во чреве матери. В Древнем Египте брак между кровными родственниками не был редкостью, и египтяне почитали Исиду как воплощение верной, самоотверженной жены.

Узнав о гибели мужа, Исида отправилась на поиски его тела, чтобы похоронить достойным образом.

Волны вынесли короб с телом Осириса на берег возле города Библ. Над ним выросло могучее дерево, скрыв короб внутри своего ствола. Местный царь приказал срубить дерево и сделать из него для своего дворца колонну.

Исида достигла города Библ, извлекла из колонны тело Осириса и увезла его на лодке в Дельту Нила. Там в уединении, среди болот, стала она оплакивать мужа. Плач Исиды по Осирису перевела Анна Ахматова:

“…Тьма вокруг нас, хотя Ра в небесах,

Небо смешалось с землей, тень легла на землю.

Сердце мое горит от злой разлуки.

Сердце мое горит, потому что стеною

Отгородился ты от меня…”

По одному из египетских поверий, разлив Нила происходит оттого, что его переполняют слезы Исиды.

Ночью, когда Исида уснула, злобный Сет выехал поохотиться при лунном свете, И случилось так, что на пустынном берегу он увидел тело своего ненавистного брата. Сет рассек тело Осириса на четырнадцать частей и разбросал по всему свету.

Горестная Исида снова отправилась на поиски тела своего мужа. В ее странствиях ей помогали люди и звери, змеи и птицы, и даже крокодилы не причинили ей вреда, когда плыла она по болотам на папирусной лодке. Египтяне верили, что в память о великой богине крокодилы никогда не тронут того, кто плывет на лодке, сделанной из папируса.

В одном варианте мифа Исида похоронила найденные части тела Осириса в разных местах. Этим объясняется то, что в Египте было несколько гробниц Осириса. В другом — она собрала его тело воедино и сказала:

“О, светлый Осирис! Собраны твои кости, собрано твое тело, отдано сердце твое телу твоему!”

Бог Анубис набальзамировал тело Осириса и сделал первую в мире мумию. С тех пор у египтян появился обычай мумифицировать умерших, причем жрец, наблюдавший за процессом бальзамирования, должен был быть в маске Анубиса — пса или шакала.

Исида чудесным образом зачала от умершего Осириса сына — Гора. Возмужав, Гор отомстил за своего отца, победил Сета и стал царем Египта.

А Осирис сделался владыкой загробного мира и небесным судьей.

Осирис — это прежде всего бог-царь, покровитель и защитник людей. Но, кроме того, он считался богом растительности, производительных сил природы. В храмах, посвященных Осирису, устанавливали деревянную раму, повторяющую контуры его тела, засыпали плодородной землей и засевали зерном. Весной “тело Осириса” прорастало молодыми всходами.

Функции бога-царя и бога растительности не противоречат друг другу. По представлениям древних народов, вождь или царь племени был магически связан с земным плодородием. Этим объясняется обычай, по которому царь должен был принимать участие в земледельческих работах при начале и окончании годового цикла.

Сложной для понимания является роль Осириса как владыки загробного мира. Египтяне верили, что каждый умерший, воскресший за гробом, не просто уподобляется Осирису, а как бы превращается в него. В заупокойных текстах перед именем покойного ставится имя Осириса — “Осирис имярек”.

Сказание об Осирисе и Исиде возникло, вероятно, в период Древнего царства (III тыс. до н. э.). Различные его варианты содержатся в магических надписях на стенах пирамид и саркофагов. Наиболее полное и законченное его изложение было сделано в начале нашей эры греческим писателем Плутархом.

.......................................................................................

Невозможно описать все неисчислимые формы и тончайшие нюансы, которые египетский мистицизм выразил за 3000 лет истории и, возможно, миллион лет предыстории. Народное воображение и обычаи до бесконечности умножали основные символы, и в среднюю и позднюю эпохи смешали их с божествами народов Малой Азии, Европы и далекой Индии...

В качестве простых примеров несколько божеств и символов египетского пантеона. Принимая во внимание сложность его символики, — результат длительного существования египетской религии, — изучать богов следует, анализируя их изображения и атрибуты.

На протяжении долгой истории Египта в разные времена разные города занимали главенствующее положение. Гермополь, Гелиополь, Мемфис и Бусирис (это их греческие названия) придавали особую значимость своим божествам: Тоту, Ра, Птаху и Осирису. Но все эти божества были выражениями почитания в разных местах и в разных формах Единого и Непознаваемого принципа, находящегося за пределами любой формы. Итак, в египетских религиозных центрах мы встречаем образ божественной Эннеады (Девятки). Эзотеризм эннеад раскрывается в экзотеризме триад, где представлены три корня Божества — Отец, Мать и Сын.

НУН. В эннеаде Гелиополя — Хаос и Изначальный Океан, порождающий Изначальные Воды, которые мы встречаем в священных книгах всех религий — Воды, содержащие семена и зародыши всего, что появится впоследствии. Обычно Нун представляется в виде большого существа, по пояс погруженного в Изначальные Воды, которое руками поддерживает всех богов, возникающих из Хаоса-Нуна.

ТУМ, или АТУМ. В эннеаде Гелиополя — “Создавший сам себя”, он возникает на Красном Холме или обелиске, обозначающем начало времени. Его имя переводится как “He-Вещь”: А-Тум, что интерпретируется как “Суть Всего”. Это дух, возникающий в глубинах Нуна и изображающийся в виде красного диска на холме. В этом случае он называется Атум-Ра и символизирует Ра как Солнце-Творца.

РА. Это Созидающее Солнце, порожденное “He-Вещью”, связывается также с птицей Бен-Бен, одним из образов птицы Феникс, погибающей после каждого временного цикла и возрождающейся из собственного пепла, как жизнь из смерти.

Атум-Ра породил первую пару богов: Шу (Воздух) и Тефнут (Пространство); от этой пары рождаются Геб (Земля) и Нут (Небо). Нут изображается расположенной над Гебом, они соприкасаются только пальцами ног и рук, таким образом, создавая свод между небом и землей, где действует Ветер Шу. У Геба и Нут родилось четверо детей: Осирис, Исида, Сет и Нефтида, описываемые как создатели людей.

В течение 12 дневных часов Ра обходил все земли Египта.

Предание гласит, что когда Ра состарился, Исида использовала подходящий случай, и, завладев его “Тайным Именем”, унаследовала таким образом все его силы. Люди восстали против Ра, и он был вынужден направить против людей свое “Божественное Око” (Хатор-Сехмет), чтобы их уничтожить. Спаслись только последние семь человек, которые позже возродили новую расу.

Вечный противник Ра — змей Апоп, символизирующий затмение.

АМОН. Хотя его культ был распространен в Фивах, все же это гораздо более древнее божество, подобное таинственному Атуму, и не похожее на проявленного бога Ра. В то время как Ра — это Порождающее Солнце, видимое и активное, Амон является скрытым духом того же самого Солнца, Солнцем Справедливости. Амон-Ра принимает облик крылатого яйца, или крылатого солнца и тогда оно называется “Господином Дверей”, напоминая о Солнце, проходящем двери Неба, подобно душе, проходящей через воплощения.

Наряду с Хнумом, древним Богом-Бараном, Амон является астрологическим символом ариев, “бодающимся” солнцем, которое заставляет отступить тьму.

Его тайный, мистический смысл был иногда заключен в размытости, нечеткости изображения его иероглифов. Как к богу Тайны и Молчания, как к защитнику, к нему обращались с молитвой: “Амон, Господин Тишины, быстро являющийся на зов несчастного! Я взываю к тебе в моей беде, и ты приблизишься, чтобы защитить меня, чтобы дать дыхание слабому, чтобы спасти меня, согнутого нуждой. Ты — Господин Фив, освободитель, истинный спаситель, тот, кто приходит издалека, чтобы помочь взывающим”. А другая молитва гласит: “Благословен тот, кто умер в Фивах, месте Тишины и Справедливости, месте пребывания Амона; его душа станет божественной душой”.

Его мистическая жена — Мут, одна из форм Мировой Матери, которая изображается с головой кошки. Ее сын Хонсу (“Тот, кто пересекает”) – “Небесный кормчий”, “Путешественник”, изображается с головой сокола, увенчанной месяцем. От Амона произошел также дар предсказаний и владения парапсихологическими силами.

ХАТХОР. Символизирует вселенскую Корову, небесную матку, дающую начало Жизни. Ее черты Жертвенной Матери основаны по большей части на женских божествах египетского пантеона. Она имеет сходство с Сехмет, вершительницей судеб, и с Исидой, увенчанной рогами и в наказание заключенной в материю.

Хатхор правила миром мертвых, и поэтому ее также называли Госпожой Запада. Также ее называли Госпожой Сикоморы и “Изумрудом Синая”.

ОСИРИС. Одно из наиболее важных божеств египетского пантеона, пришедшее из Абидоса. Возможно, Осирис сменил другое более древнее божество, связанное с Огнем и Изначальным Солнцем. Осирис — солнечный и небесный бог; его цвет — голубой с красным или ярко-желтым. Его одежда — белые пелены, напоминающие о мумификации, на голове корона Верхнего и Нижнего Египта, в руках — плеть и крюк, символы наказания и притяжения, строгости и любви. На лбу у него находится урей, изображающийся в виде кобры, — символ, имеющий индийские корни, означающий власть над жизнью и смертью, внимание или пробужденное сознание. Этот бог — главный персонаж Мистерий Осириса. Мумификация, последовавшая за расчленением и собиранием по частям его тела — символ утраты человеческой природы ради выявления природы божественной; поэтому почти всегда об “осирификации” говорится как о синониме мумификации. Ранний уход Осириса связывает его также с богами мертвых и с возможностью управлять оккультными мирами. Это мужское божество плодородия и посевов, хранящее глубокое знание агротехники и ритуальных церемоний, связанных с пшеницей, вином и пивом. Он покровительствует росту физической и символической пшеницы, до семи локтей высотой, растущей в Аменти. Как благое божество Осирис дал людям законы, чтобы воспитать их и дать моральные нормы. Ежегодное повторение Мистерий Осириса позволяет кандидатам в мистерии индивидуально пережить его испытания.

Осирис, будучи сыном Геба и Нут, также является загадочным сыном Небесной Птицы, которую римляне впоследствии называли “Гор Старший”.

Он управляет Волей, Справедливостью (вместе с Маат); является божеством Мистерий и Солнца, на что указывают перья Амона на его голове. Также один из символов Осириса — Колонна стабильности, или Джед, символ того, что опирается на Землю.

ИСИДА. Исида — сестра и супруга Осириса. Она изображается на темном (обычно темно-красном) фоне, напоминающем животворящую кровь. Как аспект Космической Матери, Исида является Праматерью, божеством Любви, порождающим Жизнь. Богиня изображается в виде женщины, часто сидящей и кормящей грудью младенца Гора, своего сына. По своей природе она связана с праздниками весны и лета, изобилия, материнства. На спинке ее трона изображена лестница, символизирующая посредничество между Землей и Небом, так же об этом посредничестве свидетельствует факт ассоциации богини с Луной. Ее корона имеет форму лунных рогов. Исида имеет и другие атрибуты, например, узел, или пояс Жизни, и систр, который отгоняет злых духов своими магическими звуками.

Исида покровительствует волшебству, ночной и лунной магии, поэтому ей приносили в дар молоко, сок растений, фрукты, а также благовония. Иногда богиня изображается закутанной в покрывало — аллегорию вуалей, скрывающих тайны Природы; иногда ее изображают бородатой — указание на импульс плодородия или андрогинное божество (напоминание о первоначальных расах человечества).

Ее имя Исида (Исис), состоящее из частей Ис-Ис (“ступень-ступень”) имеет отношение к психическому миру, к внутренней энергии и здоровью. Если Осирис является божеством темноты — Изначальным Светом, то Исида — это Мировые Воды, и их сын. Гор — Свет Разума, который люди способны воспринять.

ГОР. Будучи сыном Осириса и Исиды, образует третье лицо самой знаменитой триады Египта. Часто его изображают ребенком, которого кормит мать Исида; но со временем это ребенок вырастет и превратится в мстителя за своего отца, убитого и расчлененного Сетом.

Как мститель и “воскреситель” Осириса, Гор стал символом воскрешения для всех людей — Внутренний Гор, ведущий битву с темными сторонами своей личности. Аллегорически он представляет видимое Солнце разума, которое своим светом разгоняет все тени.

Гора чаще всего изображают в виде человека с головой сокола, короной и атрибутами или без них. Обычно его рисуют на золотисто-желтом фоне; иногда он несет посох Анубиса, чтобы ориентироваться в темноте, и жезл — символ власти и устрашения физических и психических чудовищ.

Будучи солнечным божеством, Гор поддерживает силы Человека движущегося по Пути. Часто он изображается в виде лодочника (это один из образов путешественника по миру), убивающего копьем крокодила — символ опасности и препятствий на Пути. Он изображается сидящим на корточках в Солнечной ладье, и прокладывающим дорогу с помощью анха (Ключа Жизни или Молота Гора, представляющего букву тау); этот молот воскрешает мертвых и будит спящих. Очищающая вода из сердаба (погребальной камеры в мастабе), извлеченная из Нила, жертвовалась Осирису, но взывая к помощи Гора. Сам Дом Бальзамирования назывался Домом Гора.

СЕТ-ТИФОН. Сет — древнейшее божество, связанное с наиболее глубокой Тайной и Тьмой. Будучи в родстве с Осирисом и его светлым и благим аспектом, Сет символизирует мрак, засуху, бесплодную почву, наконец, эзотерическое как противоположность видимого и экзотерического.

Более поздние греческие версии превратили Сета в Тифона, сотворив “злого брата” Осириса и зло вообще, изображаемое в образе гиппопотама. Однако важно помнить, что в Древнем Египте зло представляли не как самостоятельную сущность, а лишь как тень добра, искаженного при воплощении. Итак, Сет, или Сет-Тифон, как его называли впоследствии — это лишенная сознания материя, темная и слепая, способная быть как хорошей, так и плохой.

В додинастические времена поклонялись Сету в форме вертикально стоящего камня, так же как Лингаму Шивы или еврейскому Йоду. Также он родственен черному козлу, над головой которого грешники призывали Сет-Тифона и исповедовались. Это объясняет что в римскую эпоху Тифона представляли как бегемота с козлиными ногами, что увеличило ряды современных символистов ищущих противоестественности в египетском пантеоне. Сет — тот, кто, согласно мифу, расчленил Осириса на 7 или 14 частей; и когда Гор пустился за ним в погоню, убегал, также в течение 7 дней, “верхом на осле”. Здесь появляется образ осла, используемый, чтобы описать душу, упавшую в материю, так же, как в более позднем мифе Апулея. Осел в Египте назывался Лао, “темный производитель”, так же как еврейский Лао, первичная материя, лишенная разума, материал для создания форм.

НЕФТИДА. Нефтида — сестра богини Исиды, и вместе они символизируют два аспекта Луны: Исида — видимую, светлую луну, Нефтида — темную и невидимую для людей. Имя Нефтида происходит от Неб Хет, “Госпожа Крепости”; её небесная резиденция — Луна.

ТОТ. Лунное божество, отец мудрости, письменности и культуры в целом, создатель всех наук и покровитель инициатических храмов в их схоластическом аспекте. Господин Тишины и Тайны, атрибутов инициатического знания. Он был первым из Великих Магов, и его имя было родовым для неисчислимых династий мудрецов. Тот изображался в виде человека с головой или лицом ибиса, а иногда в виде самой птицы, которая также могла носить на голове корону или урей. Он эквивалентен греческому Гермесу и римскому Меркурию; выполнял функции писца и посланника богов.

Птица ибис по своей природе представляет опасность для крокодилов: она питается их яйцами. Эта борьба, происходящая в природе, напоминает вечную борьбу между знанием и невежеством. Белый и черный ибис управляли — как индийский лебедь Калахамса — циклами времени, сменив до-династический символ земляной улитки.

Астрологически Тоту соответствует планета Меркурий, Будхи на Востоке, и египетские предания говорят, что будто бы между этой планетой и Солнцем есть еще одна маленькая планета, о существовании которой было известно посвященным и которая носила название Ибис.

Тота также изображали в виде кинокефала: обезьяны с собачьей головой. Эта ипостась бога отражала знание о прошлом, и, в свою очередь, таинственную необходимость забывать все ужасное, что произошло в истоках человечества. Как бог Памяти, он появляется в египетском ритуале взвешивания сердца умершего, актуализируя то, что выносится на суд, и погребая то, что человек уже искупил.

АНУБИС. Также является одним из древнейших божеств; изображается с человеческим телом и головой собаки или шакала, или непосредственно в виде шакала, иногда склоненного над ларцом и стерегущего папирус так называемой “Книги Мертвых”.

Этот бог — проводник душ; он руководит душами, покинувшими тела и душами посвященных, закончившими человеческий этап эволюции.

Господин Западной Горы; его царство — ночь физическая и ночь души, как для человека, так и для мира, это и короткий сон, это и смерть, и конец цикла. Поэтому его связывают с пятым часом ночи (23 часа в нашем отсчете), с черной пирамидой, с входной дверью и со знаком Скорпиона, разрушающим материальные тела. Его небесные обители — звезда Сириус и планета Венера.

Тот изображается также в виде статуэток лучника, разрушителя тела, сообщающего о смерти. Его посох — символ способности идти в темноте, уничтожая злых змей низшей психической жизни.

Его древний культ был глубоко сокровенен; жрецы в масках проводили тайные ритуалы воскрешения Осириса, и святыни Анубиса были скрыты в храмах. Однако в эпоху Рамессидов, в битве с хеттами при Кадеше египетские войска несли его изображение на штандартах, что означало возросшую популярность его культа.

Анубис с Тотом и Нефтидой вместе с Исидой собирали и мумифицировали тело воскрешаемого Осириса в Мифе об Осирисе.

ХЕПРИ, или СКАРАБЕЙ. Символически родственен Амону-Ра, обозначает рождающееся Солнце. Однако Хепри больше связывается с духовным воскрешением и реинкарнацией души.

Одна египетская надпись гласит: “Невинная Душа, достигшая в своих странствиях праведности, должна соединиться со своим телом вечности, чтобы больше не разлучаться с ним”. В древнем Кеме “сеятель зерен” изображается над своими небесными колосьями как скарабей, символизируя способность “воскрешения Осириса”.

Скарабей символизирует также ученика, подобного тяжелому и неспособному летать насекомому, которое неожиданно расправляет крылья и легко поднимается вверх. Объясним, что под обычным воскрешением египтяне никогда не понимали воскрешение в теле, но придерживались наиболее распространенной у всех народов, включая христиан-коптов, доктрины реинкарнации. Под “воскрешением Осириса” понималась способность души путем мистерий или после множества воплощений “пробудиться”, “вспомнить” и настолько расширить границы своего сознания, чтобы не нуждаться в опыте физической жизни. В этом процессе символ скарабея имел большое значение.

Одни фигурки скарабея служили амулетами для мумии; другие использовались в качестве печати; одни скарабеи изображались с расправленными крыльями, другие — с головой и плечами сфинкса, появляющегося из туловища жука; и наконец, самые распространенные — со сложенными крыльями и буквой “тау” на спине, в месте соединения надкрыльев.

Египетско-греческое слово — Хепри, — буквально означает “перестраивать”, “становиться”.

ПТАХ. Древний бог огня, связанный с древнейшими мистериями Живого Солнца, излучающего невидимый свет. Позднее Птах стал изображаться как искривленная, извилистая фигура, повторяющая изгибами своего тела языки пламени. В Мемфисе ему воздавали особые почести как покровителю ремесленников и художников, дающему свет и тепло нуждающимся в солнечном вдохновении для воплощения своих мыслей и идей.

МААТ. Богиня справедливости и космического порядка. Ее символика сходна с символикой индийского божества Махат, олицетворяющего Космический Разум.

Маат изображается с пером. Она — дочь Ра и советник богов. Как божество справедливости, она родственна Сехмет, богине с головой львицы, суровой исполнительнице непреклонной Судьбы. По словам ЕПБ, именно из Египта греки заимствовали идею Немезиды, а римляне — Фатума.

СЕХМЕТ. Сехмет — одна из древнейших ипостасей Богини-Матери Хатхор, олицетворявшая силу Судьбы в действии. Сехмет, как Око Правосудия Ра, мстила и наказывала людей, когда они восставали против Божественного Порядка.

В Египте ее называли “Могущественная”, “Госпожа”, и египетские воины считали ее своей покровительницей.

БАСТЕТ (Баст). Богиня-кошка, покровительница города Бубастис, родственная May, Космической Кошке, чьим глазом является Луна. Бастет — Божество ночных чар, в физиологическом ключе представляет сексуальность, а в психологическом — деятельность Души в момент смерти.

Согласно преданию впервые кошки были одомашнены в Египте. В более поздние эпохи их культ деградировал до физического поклонения кошкам; при этом их первоначальное значение было забыто в основном из-за суеверий, спровоцированных греками и римлянами.

НЕХБЕТ. Богиня-коршун, которая держит в своих лапах печать и кнут. Ее расправленные крылья символизируют защиту, особенно если они раскрыты под прямым углом.

ХНУМ. Бог с головой барана, наиболее почитаемый в местах расположенных близ водопадов. Хнум связан с плодородием Нила, который дарует жизнь землям Египта, подобно тому как солнечный свет проникает на тонкие планы, атакуя и рассеивая мрак. Подобно силе Солнца, Хнум является создателем как мирового яйца, так и самих людей.

ПТОЭРИС (Таурт). Великая Богиня Материнства, изображаемая вечно беременной самкой гиппопотама, несущая плоды жизни. Имеет те же атрибуты, что и у Исиды: ключ Жизни или узел Исиды.

ХЕКЕТ или ХИКИТ. Богиня-лягушка, символ эмбрионального состояния, в котором зарождается жизнь; или Души, спящей в периоде ожидания нового рождения.

АПИС. Бог-бык, называемый “Росток от Жизни Птаха”, поскольку его рождение связывается с падением огненного луча Птаха в нильский ил. Апис символизирует двойную природу человека, следствие соединения Небесной Силы с плодородной материей.

Его культ очень древний и происходит из Мемфиса (где находят удивительные мумии быков). Позднее образ Аписа трансформируется и связывается Фениксом и Сераписом.

Апис — священный земной образ Небесного Осириса, в связи с мифом о Осирисе производилась мумификация Аписа, священные быки-Аписы должны были иметь набор особых признаков: пятно треугольной формы — на лбу, в виде грифа с расправленными крыльями — на хребте, родимое пятно на правом боку, двойную косичку на хвосте, и т.д. Достигнув 20-летнего возраста, эти быки становились священными (т.к. Осирис был убит своим братом Сетом именно в этом возрасте), однако и до этого времени им поклонялись и о них заботились, и любое их движение было знамением, трактуемым жрецами.

Апис изображается в виде статуэток быка с солнечным диском между рогами, и с уреем, священным Змеем власти над жизнью и смертью и символом способности постоянно быть бдительным.

ХАПИ. Хапи — обожествленный Нил. Мог управлять видимым и невидимым миром, Нилом земным и Нилом Небесным, по которому плывет ладья Ра.

БЭС. Изображался в виде карлика атлетического сложения с громадной головой, облаченного в шкуру леопарда, хвост которой висел у него между ног. Это озорное, насмешливое и временами воинственное божество, друг шутников, вызывающий раздоры между людьми. Однако также способен отгонять злых духов. Возможно, Бэс божество азиатского происхождения.

АПОП (АПОПИС). Змей тьмы, Первичной Субстанция Тьмы, свернутая в форме спирали. Апоп — вечный враг света Осириса. Он постоянно угрожает кандидату в мистерии, стремящемуся достичь состояния Осириса — то есть Теофании — и узнать Последнюю Тайну.

В астрологическом ключе Апоп — это Ночь, 12 часов темноты; по его волнообразному телу плывут ладьи великих богов, созданные лучами Солнца, или дыханием Амона-Ра. В храмах Египта находятся модели этих космических ладей, сделанные из редких пород дерева и драгоценных металлов.

ЧЕТВЕРО СЫНОВЕЙ ГОРА. Хранители четырех кардинальных точек пространства: в мастабах они охраняют ритуальные сосуды, содержащие внутренности мумифицированного тела, в память о Горе, хранившем останки Осириса. Это АМСЕТ с человеческой головой, который вместе с Исидой охраняет печень; ХЕПИ — павиан, вместе с Нефтидой охраняющий легкие; ДУАМТЕФ с головой шакала, охраняющий желудок вместе с Нейт; КЕБЕХСЕННУФ с головой шакала, вместе с Селкит, богиней-скорпионом, охраняющий кишечник.

ВЗВЕШИВАНИЕ СЕРДЦА УМЕРШЕГО. Покинувший физическую землю предстает перед Осирисом и 42 судьями. На суде присутствуют Анубис и Гор; у весов стоит Тот, вызывающий воспоминания. Маат взвешивает сердце умершего, кладя на другую чашу весов перо Справедливости. Умерший направляется к 42 судьям, обращаясь к ним по имени и произнося “Исповедь отрицания”, в которой подтверждает моральность и чистоту своей жизни. Если он готов отправиться в Аменти (Землю Амона, располагавшуюся на западной стороне неба), ушебти или “ответчики”, принимают все его дела, день за днем, месяц за месяцем и год за годом. Душа, очищенная таким образом, больше не воплощается. Если при взвешивании сердце оказалось тяжелее пера, оно отдается на съедение чудовищу, которое представляет материю и материальные формы.

СФИНКС. Древнейший теологический символ, ровесник пирамиды, или Инициатической Горы. Одно из его египетских названий, дошедшее до нас — Хар-эм-Ху, или “Солнце на Горизонте”. ЕПБ разъясняла, что эзотерически это означает “Бог, сам себя рождающий”, подобно Ом-Мани-Падме-Хум у индо-тибетцев. Сфинкс с человеческой головой символизирует триумф человека над своим телом или проход через 4 этапа преодоления животной формы. Знаменитые четыре животных, входящих в образ Сфинкса в Гизе также символизируют четыре элемента: Огонь, Воздух, Воду и Землю.

Большой Сфинкс Гизы был сильно поврежден и много раз реставрировался еще в египетскую эпоху. Его возраст, как и возраст Великой пирамиды и других монументов, определялся очень искусственно. Хронология Египта имеет “белые пятна”, которые каждый исследователь может заполнять по своему вкусу, в соответствии с собственными предположениями и предпочтениями.

.........................................................................................

Анубис - таинственный древнеегипетский бог, покровитель царства мёртвых, считался одним из судей в царстве.

В ранний период становления религии Египта Анубис воспринимался египтянами как черный шакал, пожирающий мертвых и охраняющий вход в ихнее царство.

Позднее, в представлении египтян бог Анубис сохранил только отдельные черты своего шакальего происхождения (тело человека, голова шакала). Как бог царства мертвых (или некрополя) в древнейшем городе Сиуте, Анубис подчинялся только главному божеству Сиута - Упуату (в переводе с египетского - открыватель пути) – бог в обличии волка. Анубис считался проводником душ умерших в царство мертвых. Недавно прибывшая душа попадала в палату бога Осириса (душа умершего в тот период фараона), где решалась её дальнейшая судьба. В палате 42 бога-судьи принимали решение, отправить ли душу в Поля Иалу (другими словами, Поля Тростника – место в загробном мире, где души обретают блаженство. Нечто наподобие рая в христианской религии) или же предать мучительной, безвозвратной и окончательной духовной смерти.

Из тайных магических заклинаний, составленных жрецами тех времен для фараонов пятой и шестой династий, которые позже были включены в Книгу мертвых (в ней описываются религиозные верования египтян и их представления о загробном мире) видно как сам создатель наиболее полной версии этой книги - египтянин Ани со своей женой склонился перед божественными судьями. В палате Сиута установлены весы, за которые отвечает Анубис. В левой чаше весов находится сердце Ани, в правой чаше – перо Маат, которое является символом Истины, непогрешимости и праведности поступков человека.

Ещё одно имя бога Анубиса в древнеегипетской мифологии - Анубис-Саб, в переводе - судья богов, покровительствовал магии, обладал способностью к предвиденью будущего.

В обязанности Анубиса входила подготовка тела умершего к бальзамированию с последующей мумификацией. Считалось, что Anubis превращает с помощью магии покойного в "АХ" (блаженное воплощение души человека в загробном мире). Анубис устанавливал вокруг покойника в погребальной гробнице детей, каждому из которых давал сосуд с внутренними органами умершего с целью охраны. Проводя обряд бальзамирования тела египетский жрец одевал маску шакала, тем самым выступая в роли Анубиса. Считалось, что по ночам Анубис охранял тела забальзамированный египтян от злых сил.

С развитием в Римской империи египетских культов Сераписа и Исиды, греко-римляне начали воспринимать Анубиса как слугу и сопутника данных богов. Римляне сравнивали Анубиса с богом Гермесом, прозвище которого - Психопомп ("проводник душ в царство мертвых").

Анубис также является покровителем анастезиологов, психологов и психиатров. Считается, что Anubis может предоставить помощь человеку в поиске чего-либо утраченного или недостающего. Анубиса называли "Открывающим пути", его может просить о помощи человек, который не может найти верный путь в каком-нибудь очередном лабиринте.

.........................................................

Заговор Сета

[Заговор Сета] Сет все время думал о том, как погубить своего брата Осириса и завладеть его царством. А тем временем пустыня становилась все пустыннее” В оазисах высыхали источники. Никли пальмы и кустарники. Антилопы, жирафы и даже ослы и свиньи бежали поближе к Нилу.

...Однажды Осирис совершил поход в Азию. Вернулся он с богатыми дарами и знаниями о том, как живут боги и люди в дальних странах. Он решил задать пир на весь мир. Пригласил на праздник и Сета.

А в ослиной голове брата созрел коварный план. Сет подослал к Осирису одного из своих духов, и тот незаметно измерил рост Осириса. И закипела тайная работа. Духи сделали сундук точно по фигуре Осириса. Снаружи ящик покрыли красивыми рисунками и драгоценными каменьями. Вот с таким “сувениром” Сет в сопровождении семидесяти двух сообщников-духов явился на пир к брату. Когда все развеселились, Сет предложил собравшимся:

— Давайте устроим игру. Пусть каждый попробует лечь в этот ящик. Кому он окажется впору, тот и получит его в подарок.

Одним гостям он был слишком мал, другим — велик. Наконец пришел черед Осириса. Не подозревая злого умысла, он лег в этот сундук-саркофаг. Сет и его сообщники сразу захлопнули крышку, обвязали саркофаг прочными веревками и бросили в реку!

А Сет тут же уселся на трон Осириса.

Когда мужчины начинают жестоко враждовать, женщинам остается только одно — горько оплакивать погибших. Залилась горькими слезами Исида, жена и сестра Осириса, верная помощница во Всех его добрых делах. Вместе с нею плакала Нефтида. Она была женою Сета, но боялась его. А Осириса любила.

Но недолго пришлось плакать Исиде. Злой братец решил расправиться и с нею. Пришлось Исиде бежать. Она спряталась в дельте Нила, среди болот, в гуще тростников и папирусов. Ее сердце жгли два желания — найти тело любимого мужа и отомстить за него Сету.

..............................................................................

Боги жили среди людей и царствовали над ними. Они были бессмертны, но власть передавали по наследству. И вот пришло время царствовать над людьми Осирису и Сету. Боги поделили между ними землю тик. Осирису они отдали долину Нила, насоленную дикими людьми, которые ничего по умели делать, кроме как охотиться на зверей и драться друг с другом. Пленных они убивали, а потом поедали. Из великой реки они извлекали только одну пользу — пили воду и не догадывались, какие живительные силы таились в мутной воде и иле, который каждый год приносил Нил из своих верховий. Вот какое царство досталось Осирису”

Сет стал властителем всех “чужих стран” - огромных пространств по обе стороны долины Нила. Там были жаркие, безводные песчаные и каменистые пустыни, из которых в долину Нила прилетали знойные ветры-суховеи. Там, где сквозь скудную землю пробивалась трава и вырастали деревья, гуляли антилопы и жирафы, а еще ослы и свиньи. Все боги считали свинью отвратительным животным, а Сет сделал ее священной. Но больше всего ему нравились ослы. Он даже голову свою превратил в ослиную. Так и ходил по земле — длинный, худой, с ослиной мордой, “украшенной” длинными ушами.

Пока люди были такими же дикими, как животные, Сет не завидовал Осирису.

Осирис был добрым и мудрым царем. Он убедил людей в том, что нет ничего отвратительнее людоедства. Потом засеял принесенный Нилом ил семенами злаков, собрал урожай и испек хлебы. И люди научились у него земледелию. Бог-царь помог им приручить животных, выращивать плодовые деревья и виноградники. А для того чтобы люди не бродили по земле, как дикие звери, он научил их строить дома. У людей появился достаток, и им захотелось веселиться. Для этого Осирис придумал музыкальные инструменты и танцы. А чтобы веселье было полным, Осирис обучил людей из винограда давить вино, а из ячменя варить пиво.

Но как только жизнь в речной долине стала лучше и богаче, чем в пустыне, Сет стал им завидовать и задумал отобрать царство у Осириса. А Осирис ничего не подозревал. Он любил сидеть в саду с виноградной лозой в руках. Добрый бог был занят теперь обучением людей тому, как с помощью трав лечить болезни. Люди чаще всего слышали только голос Осириса, не видя его самого, потому что в отличие от смуглых жителей долины у бога была кожа цвета листьев, деревьев, злаков и трав — зеленая.

....................................................

Как боги играли в шашки

Нут была богиней неба. Она нередко перевоплощалась, как все боги. Больше всего ей нравился облик коровы. Ногами она опиралась о края земли. Ночью под ее брюхом роились звезды, ее дети, а между ними двигался серебряный диск луны. Днем по небесному Нилу на лодке проплывал бог солнца Ра, сопровождаемый многочисленной свитой.

Голову Нут украшали крутые рога, которые были прекраснее самой затейливой прически. Ра нравилось время от времени выходить из лодки и отдыхать, сидя между ее рогами. Однажды, отдохнув, Ра поплыл по пути к вечеру. А Нут непочтительно махнула хвостом. Это очень задело бога солнца, он страшно разгневался и призвал бога мудрости Тота, который вел счет дням и записывал указы Ра.

- Отныне на все 360 дней в году Нут лишается счастья материнства! — воскликнул Ра (а дней в году в то время было именно столько).

Тот записал указ, заклеил его в, конверт, я сим превратился в птицу ибис, взлетел к уху Нут и сообщил ей эту печальную новость. От горя из глаз Нут хлынули слезы и пролились ливнем на землю. Ведь она мечтала быть матерью не только звезд, а и богов.

— Не печалься, Нут, я помогу тебе. Любой указ можно обойти хитростью.

Тот спустился к богине луны, которая днем очень скучала, и предложил ей сыграть в шашки. Богиня с радостью согласилась, но... партию проиграла.

— Чем же я расплачусь с тобою?

— А ты отдай мне самую малость своего времени, такую, чтобы Ра даже не заметил.

Луна заплатила двадцатью минутами света, надеясь назавтра отыграться. Но разве можно обыграть бога мудрости в шашки! Долг луны рос. Минуты складывались в часы, часы в дни. И когда они закончили 360-ю партию, выигрыш Тота составил целых пять суток! Он забрал свой выигрыш, превратился в ибиса и подлетел к уху Нут:

— Вот тебе пять дней. Теперь ты можешь создать богов.

И Нут создала двух братьев — Осириса и Сета и двух сестер — Исиду и Нефтиду, которые конечно же стали богами. Ра пришлось смириться. Ведь игра была честной, и эти дни по праву принадлежали богу мудрости. Бог солнца простил Нут и снова время от времени стал отдыхать между ее рогами.

С тех пор лунный год укоротился и стал равным 355 дням. А к солнечному году добавились пять дней, посвященных Тоту.

...................................

Детство Гора

Исида построила себе тайное жилище — шалаш, к которому можно было добраться по тайным протокам на папирусной лодке. Ведь зубастые крокодилы не трогали лодки, сплетенные из папируса. В тайном своем пристанище потрясенная горем богиня раньше времени родила сына и назвала его Гор.

В египетских мифах боги предстают великими и могучими, как будто, только родившись, они сразу становились взрослыми. И лишь о Горе известно, что случалось с ним, когда он был ребенком. Островок, на котором его прятала Исида, был так мал, что ему негде было бегать. Поэтому у Гора в детстве были слабые ножки. И даже став взрослым, он не любил подолгу ходить, а предпочитал передвигаться верхом на коне.

Исиде, занятой поиском тела любимого супруга, приходилось надолго покидать тростниковое жилище. В ее отсутствие за мальчиком присматривала богиня Севера. Но у нее было много своих дел. Мальчик часто оставался голодным. И вместо материнской груди ему приходилось сосать свой пальчик. И даже взрослого Гора художники изображали с пальцем у рта. Такая сохранилась у него привычка.

Однажды, возвратившись в укрытие, Исида застала своего маленького сына распростертым на земле, безжизненным и неподвижным. Его ужалил скорпион! Исида бросилась на колени и обратилась с молитвой о помощи к богу солнца Ра. Бог внял ее мольбам, остановил свой небесный корабль и послал на землю мудрого Тота, чтобы он обучил Исиду заклинанию, с помощью которого можно возвратить к жизни сына. Исида повторила могучее заклинание. Яд тут же вышел из тела Гора, в ноздри вошел воздух, и он ожил.

После этого доброго дела Тот вознесся на небо, занял свое место на барке солнца, и блестящий кортеж богов вновь понесся с криками ликования по небесному Нилу.

А Гор научился метко бросать гарпун, поражая речных чудовищ. Силой наливались его мышцы. Мудростью наполнялась голова. Он готовился к тому, чтобы отомстить за отца и по праву прямого наследника вернуть себе царскую власть над Египтом.

Злому Сету так и не удалось обнаружить тайное убежище Исиды.

Хостинг от uCoz